с 10:00 до 21:00 Без выходных

Get Adobe Flash player

Наши друзья

RiffMusic.com.ua. Звук, Свет.

Советы музыкантам, приходящим в студию часть3

Методов всего пять.

Самый простой и эффективный — изъятие партии, то есть мьютирование. Радикальность его не дает вам права на промах. Принятие решения не может быть единоличным. Конечное решение должен принять продюсер или тот музыкант из коллектива, который берется выполнять эту ответственную функцию. В случае если совсем не с кем посоветоваться или вам настолько доверяют, что не лезут в процесс, делается несколько вариантов. Первый — без вышеуказанной партии, то есть так, как это представляете вы. Второй — с ней, но на заднем плане, опять же в той мере, в какой вы могли бы допустить ее присутствие в партитуре. И третий — с ярко выраженной линией этой «лишней» партии. Никто не застрахован от того, что в конечном счете будет принят именно последний из вариантов, потому что в нем найдется некая «изюминка», а в остальных все будет слишком стерильно.

Второй метод работает в том случае, когда вы не уверены в ненужности или избыточности инструмента. Стоит попробовать отключить не всю партию, а только ее элементы, которые создают ритмическое нагромождение или какофонию. Имея под рукой звуковые файлы, это проще всего сделать прямо в компьютере. Я вычленяю из рисунка те доли, которые вносят сумбур, и мьютирую только их. Можно также сдвигать эти доли на свободные места или туда, где они не будут перечить другим партиям ни ритмически, ни гармонически. Иногда можно подобрать изменение питча так, чтобы проблемное место попало в тональность. Некоторые ноты или аккорды достаточно просто сделать короче и они, перестав «налезать» на следующую гармонию, зазвучат по-новому, музыка снова задышит свободно.

При использовании аналогового носителя редактирование партии затрудняется, но в студии, где используется аналоговый магнитофон, обычно присутствует пульт с автоматизацией. Здесь уже не подвигаешь доли и не изменишь питч отдельного аккорда, зато вырезать долю или часть партии представляется вполне возможным. Соглашусь, что такой тип работы не для ленивых, особенно если это партия ритмической гитары, играющей насквозь через все произведение. А вот во времена, когда автоматизированных пультов еще не существовало, особо талантливым мастерам удавалось очищать треки на ленте при помощи стирающей головки. Подкручивая бобины вручную, они умудрялись стирать не только отдельные доли, но и паузы в партиях альтов или даже большого барабана. Делалось это для того, чтобы на данных треках не было слышно просачивания соседних инструментов ударной установки. Замечу, что возможности отмены (Undo) у них в этой работе не было! Назову этот метод «идеальным» гейтом, который не «съест» в партии малого барабана римшот (удар одновременно по обручу и пластику — прим. ред.). Но подобная ювелирная работа в прошлом.

Третий, еще менее радикальный, но все же зачастую спасающий метод — развести по панораме не согласующиеся между собой партии. При формировании панорамы мы обращаем внимание на равновесие между левым и правым каналами. Так вот, если два инструмента мешают друг другу ритмически, но при этом находятся в одном регистре и еще к тому же близки по тембру, стоит попробовать кардинально отправить их в противоположные края панорамы. Есть шанс, что они начнут взаимодействовать и войдут в некий интересный «диалог». Обратите внимание, что в этом случае, даже при прослушивании в моно, разведенные в разные стороны звуки будут мешать друг другу меньше, чем они же, но помещенные в один и тот же канал. О практике панорамирования в моно многие говорят, но мало кто этим пользуется. А именно в моно панорама меняет картинку так наглядно!

Четвертый метод — радикальный и достаточно эффективный. Но действует он, нанося ущерб каждому из взаимодействующих тембров. Это метод разведения инструментов при помощи эквализации. Понятно, что здесь приходится жертвовать естественностью звучания в пользу разборчивости и «читаемости» материала.

И последнее, но самое, на мой взгляд, неправильное решение — оставить вызывающую сомнение партию, просто сделав ее тише. А то ведь игравший ее музыкант может обидеться! Такое решение редко привносит яркость, прозрачность и конкретность в конечное звучание произведения — не говоря уж о том, что таких компромиссных партий может оказаться не одна, а несколько. А бывает, что и все (шутка!) Но даже у этого компромиссного варианта есть достойное решение. Сделав инструмент потише, можно попробовать найти ему яркую выразительную обработку. Например, непоправимо неритмичную «подкладную» гитару послать на задний план и дать ей «холл», превратив в подобие шума моря. А другой, не менее неритмичной, дать сильный флэнджер или вложить в эффект «вау-вау» («квакушка») с ритмичным циклом. Грустить придется только о том, что, к примеру, удавшийся тембр уже не суждено будет сохранить.

Еще более кардинальный вариант — так называемый «чоппер» — это когда партия нарезается мелкими долями (шестнадцатыми или тридцать вторыми) и оставляются звучащие доли через раз, чередуясь с паузами. То есть ритм тут уже ни при чем, тембр будет прежним, а вот от партии останутся «рожки да ножки». В конце концов, не надо бояться того, что партия станет неузнаваемой и превратится в звукоизобразительный или даже шумовой элемент. Туда ей, фальшивой и неритмичной, и дорога!

Вывод здесь таков: ясность и конкретность необходимы в каждом сведении. Если партия есть — она должна звучать. Если она плоха — ее нужно править или удалять. Если невозможно удалить — придется применять нестандартные, но очень художественные эффекты

Автор: Софья Кругликова

 

Студия "Riff Records"

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Музыкальные инструменты

© 2014. Все права защищены.