с 10:00 до 21:00 Без выходных

Get Adobe Flash player

Наши друзья

RiffMusic.com.ua. Звук, Свет.

Советы музыкантам, приходящим в студию часть1

Первым делом прошу заметить, что в этой статье я не стараюсь отвадить вас от экспериментов и поисков оригинальных звучаний в студии, от неожиданных и тем более приятных тембральных и акустических находок. Есть, конечно, музыканты, которые приходят записываться в студию не только ради достойного результата, но и с желанием получить удовольствие от общения с увлеченными своим делом людьми, обмениваться опытом, творческими идеями и т.д. Однако для такого непринужденного подхода к записи требуется безлимитный бюджет и отсутствие ограничений во времени, что встречается крайне редко.

Поэтому данная статья предназначена «всем остальным»…

Подготовительный период к записи чрезвычайно важен. Чем более подготовленными артист и звукорежиссер приходят в студию, тем меньше вопросов приходится решать на месте — соответственно, более дешевым и менее трудоемким становится процесс. Не стоит забывать, что даже для достаточно опытного музыканта студийная работа является стрессом, не говоря уже о тех, кто только входит в мир звукозаписи. На что же стоит обратить внимание во время подготовительного процесса?

Шаг первый. Начнем с выбора песен. Решите точно, какие из них вы хотите записать именно для этого проекта. Разговоры типа: «А давайте лучше запишем такую-то песню, она вчера Машке очень понравилась!» — не для студии. Приходя на запись, нужно иметь определенный список вещей. Для каждой из них надо точно подобрать тональность, подходящую не только для инструменталистов, но и комфортную по высоте для вокалиста. Делать это за один раз не совсем корректно. Вы должны провести, как минимум, три репетиции, на которых все музыканты скажут, что эта тональность им подходит — особенно, повторяю, для вокалиста.

Дело в том, что голосовой аппарат по природе своей несовершенен и имеет свойство меняться в зависимости от всех обстоятельств, начиная от погоды и заканчивая настроением исполнителя. Напомню, что репетировать при подборе тональности нужно в полный голос, а не напевая себе под нос, как говорится, для ориентира. Это не значит, что нужно просто все петь громко, забыв про манеру. Полноценное яркое звучание — вот что требуется от вокалиста на репетиции, ведь в студию желательно прийти, уже найдя средства отображения характера и текста песни (такие, как фальцет, шепот, рэп, хрип и так далее).

Шаг второй. Нужно выбрать темп. Желательно вычислить его в ударах в минуту. Для подбора лучше использовать цифровой метроном, а не маятниковый — он точнее. Предварительный подбор темпа поможет не сделать типичные для студийной работы ошибки: хорошо выученные произведения обычно загоняют, то есть берут слишком быстрый темп, а новые, не выученные, затягивают, то есть берут тот темп, в котором уж точно все смогут сыграть. Опять же очень важно обратить внимание на вокальную партию. В выбранном темпе вокалист должен успевать не только переходить с ноты на ноту, но и проговаривать четко все слова.

Репетиционный период не должен быть коротким. Аранжировка, придуманная за час, редко бывает успешной. Репетируйте, меняйте, импровизируйте, ищите… Особое внимание обращайте на сочетания партий инструментов, играющих в одном регистре. К примеру, бас-гитара и большой барабан, ритм-гитара и клавишные — эти пары партий должны не мешать друг другу, а работать вместе, дополняя и насыщая аранжировку. Лучше, если во время подготовительного периода будут определены тембры каждой из партий: как гитары и клавишных инструментов, так и перкуссии и других дополнительных компонентов аранжировки. При этом каждую из партий нужно уметь сыграть как с музыкальным сопровождением, так и под метроном. Это в первую очередь касается барабанщика, который должен уметь играть под метроном.

Дело в том, что произведение, сыгранное «вживую», без метрономной основы, в дальнейшем труднее монтировать, ведь в нем будет все относительно. Усложнится процесс копирования партий и станет почти невозможным использование лупов. Польза от игры «под клик» состоит еще и в том, что записанный на студии материал можно использовать и после сведения. Некоторые артисты на записи используют намного больше инструментов, чем в концерте. Чтобы добиться звучания, подобного студийному, на концерте используют секвенсор или какой-нибудь звуковой аудионоситель, который доигрывает те партии, которые не успевают исполнять музыканты. Так вот, такие трюки возможны только тогда, когда во время записи используется метроном, а на концерте барабанщик тоже играет «под клик».

Запись совсем без метронома возможна в том случае, если весь коллектив записывается единовременно — получается как бы концертное исполнение. Такой способ записи сейчас очень распространен на Западе. В России мало коллективов, способных, сделав несколько дублей, удовлетвориться своей игрой. Да и студий с возможностью разместить всех исполнителей так, чтобы они не мешали друг другу не только физически, но и тембрально, не много.

Раз уж я упомянула аранжировку, не могу не напомнить, что ошибки допускают даже самые опытные. Репетиции обычно проходят на большой громкости, что оправдывается громкостью прямого звука барабанов в закрытом помещении, и плюс каждый музыкант хочет услышать себя. За этой шумовой завесой можно упустить любую гармоническую несогласованность партий. Я часто встречала коллективы, которые приходили с хорошо отрепетированным материалом, с четко продуманной аранжировкой, с выученными партиями, но на студии выяснялось, что, например, в припеве гитарист играл мажорный аккорд, а клавишник — минорный. Или красивый басовый ход содержал в себе ноты, не гармонирующие с другими партиями. Чтобы избежать таких ошибок, советую пройти каждое произведение от начала до конца без барабанов, только гармонические инструменты. Для точности можно сильно замедлить темп. Это даст дополнительную возможность выловить даже кратковременные диссонансы между партиями.

 

Комментарии   

0 #1 Максим 06.11.2014 01:13
Очень интересно =))) Спасибо за инфу с уважением Максим Белик "Баталия"
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Музыкальные инструменты

© 2014. Все права защищены.